вторник, 22 марта 2016 г.

Для кого обязательна аудиторская проверка

Составление и подача в соответствующие органы годовой финансовой отчетности в некоторых случаях не всегда является окончательным завершением уходящего финансового года. Для некоторых субъектов хозяйствования таким завершающим «аккордом» является проведение обязательной аудиторской проверки годовой финансовой отчетности.
Аудит — проверка данных бухгалтерского учета и показателей финансовой отчетности субъекта хозяйствования с целью выражения независимого мнения аудитора о ее достоверности во всех существенных аспектах и соответствие требованиям законов Украины, положениям (стандартам) бухгалтерского учета или другим правилам (внутренним положениям субъектов хозяйствования) в соответствии с требованиями пользователей (ст. 3 Закона об аудиторской деятельности).
Аудит показывает, что все данные в финансовой отчетности соответствуют реальному положению дел. Также аудит помогает выявить причины, которые препятствуют развитию бизнеса отдельного субъекта хозяйствования, а это в свою очередь дает возможность внести положительные изменения и повысить эффективность бизнеса.
Неоспоримым преимуществом обязательного аудита является положительное заключение аудиторской компании, что автоматически повышает доверие в финансовых структурах и организациях к проверяемой компании.
Аудит делится на обязательный и добровольный.
Обязательный аудит — независимая ежегодная аудиторская проверка состояния финансовой отчетности и бухгалтерского учета предприятия согласно действующему законодательству Украины для официального подтверждения их достоверности и законности.
Финансовая отчетность субъекта хозяйствования, которая в соответствии с законом подлежит обязательной аудиторской проверке, должна быть обнародована в соответствии с требованиями действующего законодательства Украины.
Добровольный аудит — как правило заказывается руководителями многих предприятий или другими заинтересованными лицами (инвесторами, учредителями, акционерами), в целях проверки достоверности бухгалтерских или финансовых данных предприятия и носит еще название инициативного аудита.
В результате проведенного такого аудита будут выявлены ошибки, а также предоставлены предложения и методы по их устранению. Никаких штрафных санкций после проведения такого аудита действующим законодательством не предусмотрено.
Может возникнуть закономерный вопрос, а зачем вообще нужен обязательный аудит, когда контролирующих органов и так хватает и проверяют они практически все аспекты деятельности субъектов хозяйствования.
Прежде всего, отметим, что цели и периодичность проведения проверок контролирующими органами и аудиторскими компаниями совершенно разные.
Так, налоговые органы могут проверять предприятие раз в год или же раз в три года и охватывать период не только за год, но и за несколько кварталом отчетного года.
Аудиторы, как правило, проверяют годовую финансовую отчетность ежегодно.
Необходимость обязательного аудита связана с тем, что финансовая отчетность, которая используется заинтересованными юридическими лицами для принятия решений, может быть подвержена, в силу разных обстоятельств, преднамеренным или непреднамеренным искажениям. Не многие пользователи финансовой отчетности обладают достаточным профессионализмом, чтобы оценить ее достоверность. Задача аудитора состоит как раз в том, чтобы проверить состояние учета и отчетности фирмы-клиента и подтвердить соответствие данных, отраженных в отчетности реально существующему положению.
Результатом проведения обязательного аудита должно стать повышение доверия различных групп пользователей к финансовой отчетности и снижение уровня информационного риска, то есть риска принятия неверных решений на основе непроверенной и недостоверной информации, содержащейся в финансовой отчетности.
Субъекты обязательного аудита, как правило, работают с денежными средствами физических и/или юридических лиц — это банки, страховые организации, негосударственные пенсионные фонды, открытые акционерные общества.
Собственник, и, прежде всего коллективные собственники — акционеры, пайщики, — а также кредиторы, лишены возможности самостоятельно убедиться в том, что все многочисленные и зачастую очень сложные операции предприятия законны и правильно отраженны в отчетности, так как обычно не имеют ни доступа к учетным записям, ни соответствующего опыта, и поэтому нуждаются в услугах аудиторов. В случае аудита таких экономических субъектов аудитор выступает в роли гаранта достоверности и правильности информации, отраженной в учете и отчетности.
Аудиторы, обладающие специальными знаниями и необходимым опытом для проверки, всесторонне изучив финансовое состояние экономического субъекта, выносят свое независимое суждение о достоверности либо недостоверности предоставленной информации.
Субъекты обязательного аудита
В соответствии со ст. 8 Закона об аудиторской деятельности проведение аудита является обязательным для:
• подтверждения достоверности и полноты годовой финансовой отчетности и консолидированной финансовой отчетности открытых акционерных обществ, предприятий — эмитентов облигаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг, финансовых учреждений и других субъектов хозяйствования, отчетность которых в соответствии с законодательством Украины подлежит официальному опубликованию, за исключением учреждений и организаций, которые полностью содержатся за счет Государственного бюджета;
• проверки финансового состояния учредителей банков, предприятий с иностранными инвестициями, открытых акционерных обществ (кроме физических лиц), страховых и холдинговых компаний, институтов совместного инвестирования, доверительных обществ и других финансовых посредников;
• эмитентов ценных бумаг и производных (деривативов), а также при получении лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.
На самом деле круг субъектов хозяйствования, которые подлежат обязательному аудиту, гораздо шире, чем это представлено в ст. 8 Закона об аудиторской деятельности. В связи с этим в нем содержится указание на то, что проведение аудита является обязательным также в иных случаях, предусмотренных законами Украины.
Какие же это иные случаи?
Информация о необходимости аудиторской проверки в тех или иных случаях разбросана во множестве нормативных актов. Рассмотрим наиболее важные аспекты обязательных аудиторских проверок более детально.
Обязательный аудит банковских групп
Каждый участник банковской группы обязан обеспечить проведение ежегодной аудиторской проверки годовой финансовой отчетности аудитором (аудиторской фирмой). Ответственное лицо банковской группы обязано обеспечить проведение ежегодной проверки аудиторской фирмой годовой консолидированной отчетности банковской группы (ст. 9 Закона о банках).
Аудитор (аудиторская фирма), осуществляющий аудиторскую проверку годовой финансовой отчетности участника банковской группы, годовой консолидированной отчетности банковской группы, обязан уведомить Национальный банк Украины о выявленных при проведении аудиторской проверки и во время предоставления других аудиторских услуг искажениях показателей финансовой отчетности, нарушениях и недостатках в работе, а также о любых событиях, которые могут существенно повлиять на платежеспособность, безопасность и надежность участника группы или всей банковской группы, в течение трех дней с момента выявления таких событий или фактов.
Для аккредитации филиала иностранного банка представляется, в частности, подтвержденная независимым аудитором финансовая отчетность иностранного банка за три последних года (ст. 24 Закона о банках).
Иностранное юридическое лицо, которое имеет намерение приобрести или увеличить существенное участие в банке, дополнительно подает Национальному банку, в частности, копию аудиторского заключения аудитора иностранного государства, подтвержденного украинской аудиторской фирмой, о финансовом состоянии иностранного юридического лица на конец последнего полного календарного года.
Согласно ст. 69 Закона о банках банк обязан публиковать аудиторское заключение и проверенную аудиторской фирмой годовую финансовую отчетность и годовую консолидированную финансовую отчетность в объеме, включающем:
1) баланс;
2) отчет о финансовых результатах;
3) отчет о движении денежных средств;
4) отчет о собственном капитале;
5) примечания к отчетам, перечень которых определяется Национальным банком Украины.
Обязательный аудит акционерных обществ
Годовая финансовая отчетность публичного акционерного общества подлежит обязательной проверке независимым аудитором (ч. 1 ст. 75 Закона об АО).
Должностные лица общества обязаны обеспечить доступ независимого аудитора ко всем документам, необходимым для проверки результатов финансово-хозяйственной деятельности общества.
Независимым аудитором не может быть:
• аффилированное лицо общества;
• аффилированное лицо должностного лица общества;
• лицо, оказывающее консультационные услуги обществу.
При этом к аффилированным лицам в публичных акционерных обществах относятся:
– юридические лица, при условии, что одно из них осуществляет контроль над другим или оба находятся под контролем третьего лица;
– члены семьи физического лица — супруг (супруга), а также родители (усыновители), опекуны (попечители), братья, сестры, дети и их мужья (жены);
– физическое лицо и члены его семьи и юридическое лицо, если это физическое лицо и/или члены его семьи осуществляют контроль над юридическим лицом.
Избрание аудитора общества и определение условий договора, который будет заключаться с ним, установление размера оплаты его услуг относится к исключительной компетенции наблюдательного совета. В случае, если наблюдательный совет отсутствует, этот вопрос относится к компетенции исполнительного органа, если иное не установлено уставом (пп. 13 ч. 2 ст. 52 Закона об АО).
В акционерном обществе могут создаваться комитеты по аудиту и по вопросам информационной политики общества. Возглавляют комитеты члены наблюдательного совета общества, избранные по предложению акционера, который контролирует деятельность этого общества.
С целью обеспечения деятельности комитета по вопросам аудита наблюдательный совет может принять решение о введении в обществе должности внутреннего аудитора (создание службы внутреннего аудита). Внутренний аудитор (служба внутреннего аудита) назначается наблюдательным советом и является подчиненным и подотчетным непосредственно члену наблюдательного совета — председателю комитета по вопросам аудита.
Заключение аудитора кроме данных, предусмотренных законодательством об аудиторской деятельности должно содержать информацию о подтверждении достоверности и полноты данных финансовой отчетности за соответствующий период, факты нарушения законодательства при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности, а также установленный порядок ведения бухгалтерского учета и представления отчетности, а также оценку полноты и достоверности отражения финансово-хозяйственного состояния общества в его бухгалтерской отчетности (ч. 4 ст. 75 Закона об АО).
Аудиторская проверка деятельности акционерного общества также должна быть проведена по требованию акционера (акционеров), который (которые) является владельцем (владельцами) более 10 % простых акций общества. В таком случае акционер (акционеры) самостоятельно заключает (укладывают) с определенным им (ими) аудитором (аудиторской фирмой) договор о проведении аудиторской проверки финансово-хозяйственной деятельности общества, в котором указывается объем проверки.
Расходы, связанные с проведением проверки, возлагаются на акционера (акционеров), по требованию которого проводилась проверка. Общее собрание акционеров может принять решение о возмещении расходов акционера (акционеров) на такую проверку.
Аудиторская проверка по требованию акционера (акционеров), являющегося владельцем более чем 10 % акций общества, может проводиться не чаще двух раз в календарном году.
Обязательный аудит ООО
Порядок проведения аудиторских проверок деятельности и отчетности общества с ограниченной ответственностью (ООО) устанавливается уставом общества и законом (ч. 4 ст. 146 ГК Украины).
По требованию любого из участников общества может быть проведена аудиторская проверка годовой финансовой отчетности общества с привлечением профессионального аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом или его участниками.
Расходы, связанные с проведением проверки, возлагаются на участника, по требованию которого проводится аудиторская проверка, если иное не установлено уставом общества.
Достоверность и полнота годовой финансовой отчетности общества должны быть подтверждены аудитором (аудиторской фирмой). Обязательная аудиторская проверка годовой финансовой отчетности обществ с годовым хозяйственным оборотом менее чем 250 НМДГ проводится один раз в три года (абзац 2 ст. 18 Закона о хозобществах).
Из этого следует, что любое ООО обязано проводить аудиторскую проверку годовой финансовой отчетности, но периодичность их различная — в зависимости от оборота. Так, в 2014 году предельный объем дохода, который дает право на проведение аудита раз в три года составляет 152 250 грн (609 грн х 250).
Однако Законом о хозобществах не установлено, кому следует подавать аудиторское заключение и касается ли данное требование финансовой отчетности, которая подается государственному регистратору.
Напомним, что согласно ч. 3 ст. 14 Закона о бухучете предприятия (кроме бюджетных учреждений) обязаны подавать (отправлять заказным письмом) государственному регистратору по местонахождению регистрационного дела не позднее 1 июня года, следующего за отчетным периодом, финансовую отчетность о хозяйственной деятельности в составе баланса и отчета о годовых финансовых результатах.
Связано это с тем, что в соответствии с абзацем 33 ч. 2 ст. 17 Закона о госрегистрации в Едином государственном реестре содержатся, в частности, такие сведения в отношении юридического лица, как финансовая отчетность о хозяйственной деятельности юридического лица (кроме бюджетных учреждений) в составе баланса и отчета о годовых финансовых результатах.
Как видим в обоих документах речь идет об исчерпывающем перечне форм финансовой отчетности и этот перечень не включает такого официального документа, как аудиторское заключение, поэтому последнее не подлежит представлению государственному регистратору.
Соответственно у государственного регистратора нет оснований требовать ни подачи аудиторского заключения, подтверждающего достоверность и полноту годового баланса и отчета о годовых финансовых результатах, предоставляемых юридическим лицом, ни указания сведений о наличии такого аудиторского заключения.
Получается, что аудиторское заключение в данном случае нужно подавать только учредителям (владельцам) ООО для анализа финансового состояния предприятия и это касается всех ООО, кроме тех, которые занимаются деятельностью, предполагающей проведение обязательного аудита. В этом случае проведение аудита для них является обязательным.
Обязательный аудит у доверительных обществ
Доверительное общество — общество с дополнительной ответственностью, осуществляющее представительскую деятельность в соответствии с договором, заключенным с доверителями имущества по реализации их прав собственников. Имуществом доверителя являются средства, ценные бумаги и документы, удостоверяющие право собственности доверителя.
Финансовое состояние учредителей (кроме физических лиц) доверительных обществ относительно их способности осуществить соответствующие взносы в уставный фонд должно быть проверено аудитором (аудиторской фирмой) (ч. 2 ст. 2 Декрета № 23-93).
Достоверность и полнота годового баланса и отчетности доверительных обществ должны быть подтверждены аудитором (аудиторской фирмой) (ч. 4 ст. 5 Декрета № 23-93).
Обязательный аудит у кредитных союзов
Кредитный союз — это неприбыльная организация, основанная физическими лицами, профессиональными союзами, их объединениями на кооперативных основах с целью удовлетворения потребностей ее членов во взаимном кредитовании и предоставлении финансовых услуг за счет объединенных денежных взносов членов кредитного союза.
Достоверность и полнота годовой отчетности кредитного союза должна быть подтверждена независимым аудитором (аудиторской фирмой), определенным общим собранием кредитного союза. Аудиторское заключение представляется Уполномоченному органу (Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг) и представляется общему собранию кредитного союза (абзац 4 ч. 1 ст. 22 Закона о кредитных союзах).
Обязательный аудит у страховщиков
Страховщиками, которые имеют право осуществлять страховую деятельность на территории Украины, являются:
• финансовые учреждения, созданные в форме акционерных, полных, коммандитных обществ или обществ с дополнительной ответственностью согласно Закону о хозобществах, с учетом того, что участников каждого из таких финансовых учреждений должно быть не менее трех, и других особенностей, предусмотренных Законом о страховании, а также получившие в установленном порядке лицензию на осуществление страховой деятельности;
• зарегистрированные Уполномоченным органом в соответствии с Законом о страховании и законодательства Украины постоянные представительства в форме филиалов иностранных страховых компаний, также получивших в установленном порядке лицензию на осуществление страховой деятельности.
Обязательный аудит страховых организаций должен проводиться раз в год. Особенностью аудита страховых компаний является повышенное внимание к их финансовому положению, которое сопряжено сразу двойным риском: обязательства перед клиентами и общие потери денежных средств.
Страховщики публикуют свой годовой баланс по форме и в порядке, установленным Уполномоченным органом.
Достоверность и полнота годового баланса и отчетности страховщиков должна быть подтверждена аудитором (аудиторской фирмой) (ч. 2 ст. 34 Закона о страховании).
Уполномоченный орган, осуществляющий государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг, имеет право проводить проверку правильности применения страховщиками законодательства о страховой деятельности и достоверности их отчетности по показателям, которые характеризуют выполнение договоров страхования, не чаще одного раза в год назначать проведение за счет страховщика дополнительной обязательной аудиторской проверки с определением аудитора (п. 2 ч. 1 ст. 37 Закона о страховании).
Также принудительная санация страховщика предусматривает, в частности, проведение комплексной проверки финансово-хозяйственной деятельности страховщика-резидента, в том числе обязательной аудиторской проверки (ч. 2 ст. 43 Закона о страховании).
Обязательный аудит у эмитентов ценных бумаг
Значительную группу субъектов, подлежащих обязательному аудиту, составляют эмитенты ценных бумаг. Годовая информация об эмитенте в обязательном порядке должна содержать аудиторское заключение.
Среди субъектов обязательного аудита — институты совместного инвестирования (ИСИ) (паевые и корпоративные инвестиционные фонды).
С целью проверки и подтверждения правильности годовой финансовой отчетности компания по управлению активами должна ежегодно привлекать аудитора (аудиторскую фирму) для установления соответствия указанной отчетности результатам своей деятельности (ч. 1 ст. 73 Закона об ИСИ).
Аудитор (аудиторская фирма) не может быть связанным лицом компании по управлению активами.
Аудит результатов деятельности компании по управлению активами с активами соответствующего ИСИ осуществляется в соответствии с требованиями, установленными Законом об аудиторской деятельности.
Вознаграждение аудитору (аудиторской фирме) выплачивается за счет активов ИСИ в порядке, установленном нормативно-правовыми актами Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку.
Для получения разрешения на осуществление эмиссии сертификатов фонда операций с недвижимостью (ФОН) эмитент предоставляет следующие документы (ст. 43 Закона о финансово-кредитном механизме):
• заявление на получение разрешения на осуществление эмиссии сертификатов ФОН;
• учредительные документы со всеми дополнениями и изменениями к ним;
• финансовую отчетность за последний полный отчетный год, подтвержденную аудитором;
• финансовую отчетность на последнюю отчетную дату перед подачей заявления на получение разрешения на осуществление эмиссии сертификатов ФОН;
• другие документы, установленные законодательством.
Для получения разрешения на осуществление эмиссии ипотечных сертификатов эмитент предоставляет следующие документы (ст. 47 Закона об ипотечном кредитовании):
• заявление на получение разрешения на осуществление эмиссии сертификатов;
• учредительные документы со всеми дополнениями и изменениями к ним;
• бухгалтерскую отчетность за последний отчетный год, подтвержденную аудиторским заключением;
• бухгалтерскую отчетность на последнюю отчетную дату перед подачей заявления на получение разрешения на осуществление эмиссии ипотечных сертификатов;
• порядок ведения реестра ипотечных сертификатов обеспечения;
• положение о внутреннем контроле за соблюдением требований законодательства относительно осуществления эмиссии ипотечных сертификатов и защиты прав их владельцев, утвержденное в установленном порядке заявителем.
На момент регистрации выпуска ипотечных облигаций соответствие состояния и размера их ипотечного покрытия требованиям Закона об ипотечных облигациях и нормативно-правовых актов Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку относительно данных реестра ипотечного покрытия подтверждается аудитором (аудиторской фирмой) (ч. 4 ст. 7 разд. II Закона об ипотечных облигациях).
Обязательный аудит при иностранном инвестировании
Иностранные инвестиции в Украине не подлежат национализации. Государственные органы не имеют права реквизировать иностранные инвестиции, за исключением случаев осуществления спасательных мероприятий в случае стихийного бедствия, аварий, эпидемий, эпизоотий. Указанная реквизиция может быть проведена на основании решений органов, уполномоченных на это Кабинетом Министров Украины.
Иностранные инвесторы имеют право на возмещение убытков, включая упущенную выгоду и моральный вред, причиненных им вследствие действий, бездеятельности или ненадлежащего выполнения государственными органами Украины или их должностными лицами предусмотренных законодательством обязанностей относительно иностранного инвестора или предприятия с иностранными инвестициями, в соответствии с законодательством Украины.
Все понесенные расходы и убытки иностранных инвесторов, причиненные им вследствие указанных выше действий, должны быть возмещены на основе текущих рыночных цен и/или обоснованной оценки, подтвержденных аудитором или аудиторской фирмой (ч. 2 ст. 10 Закона о режиме иностранного инвестирования).
Обязательный аудит негосударственного пенсионного обеспечения
При представлении годовой отчетности Национальной комиссии, которая осуществляет государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг, и Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку администратор и компания по управлению активами обязательно прилагают к указанной отчетности копию аудиторского заключения установленного образца (ч. 3 ст. 5 Закона о негосударственном пенсионном обеспечении).
Согласно требованиям Закона о негосударственном пенсионном обеспечении обязательными являются плановые аудиторские проверки деятельности пенсионных фондов, администраторов, компаний по управлению активами, хранителей, страховых организаций и банков, которые предоставляют услуги в сфере негосударственного пенсионного обеспечения.
Проверки указанных субъектов хозяйствования проводятся не реже чем один раз в год за счет юридических лиц, которые проверяются. Результаты аудиторских проверок подлежат опубликованию в порядке, определенном Законом о негосударственном пенсионном обеспечении.
Так, согласно пп. 1.2 п. 1 разд. III Положения № 3100, должно быть опубликовано заключение аудитора (аудиторской фирмы) по результатам аудиторской проверки пенсионного фонда.
Обязательный аудит при распределении продукции
Отчеты инвестора о деятельности, связанной с выполнением соглашения о разделе продукции, подлежат обязательной ежегодной аудиторской проверке (п. 339.2 ст. 339 разд. XVIII НК Украине).
Напомним, что бухгалтерский учет финансово-хозяйственной деятельности инвестора, связанной с выполнением работ (оказанием услуг), предусмотренных соглашением о разделе продукции, ведется отдельно от учета других видов деятельности с целью избежания двойного отражения компенсационных затрат инвестора. Порядок такого учета, перечень отчетов, в частности с целью возмещения затрат инвестора и расчета налога на прибыль, определяется соглашением о разделе продукции.
Обязательный аудит в системе гарантирования вкладов физических лиц
Фонд гарантирования вкладов физических лиц до 1 июля года, следующего за отчетным представляет Кабинету Министров Украины и Национальному банку Украины годовой отчет вместе с аудиторским заключением.
Таким образом, достоверность финансовой отчетности Фонда гарантирования вкладов физических лиц подтверждается независимым аудитором, определяется административным советом Фонда (ч. 2 ст. 7 Закона о гарантировании вкладов физлиц).
Банк обязан представлять в Фонд гарантирования вкладов физических лиц балансовые отчеты, аудиторские заключения, регулярную отчетность о привлеченных им вкладах и уплате сборов в Фонд в сроки, форме и в соответствии с требованиями, установленными нормативно-правовыми актами Фонда (ст. 31 Закона о гарантировании вкладов физлиц).
Обязательный аудит Гарантийного фонда выполнения обязательств по складским документам на зерно
Гарантийный фонд выполнения обязательств по складским документам на зерно публикует годовой отчет по состоянию на 1 января, а также информацию о своей деятельности по состоянию на 1 июля в течение двух месяцев после этих дат в официальных печатных изданиях Кабинета Министров Украины.
Годовой отчет вместе с аудиторским заключением Гарантийный фонд выполнения обязательств по складским документам на зерно подает Кабинету Министров Украины до 1 июля года, следующего за отчетным (ст. 50 Закона о рынке зерна).
Достоверность годового отчета Гарантийного фонда выполнения обязательств по складским документам на зерно должна быть подтверждена независимой аудиторской организацией.
Обязательный аудит и лицензирование
Мнение аудиторов относительно достоверности финансовой отчетности, которое высказывается (или не высказывается) по результатам аудиторской проверки, необходимо для решения вопросов о лицензировании отдельных видов деятельности.
Так, например, в соответствии со ст. 38 Закона о страховании для получения лицензии страховщик подает в Уполномоченный орган заявление, к которому прикладывается заключение аудиторских фирм (аудиторов). В данном аудиторском заключении должны содержаться подтверждение размера оплаченного уставного фонда, а также справка о финансовом состоянии учредителей страховщика, подтвержденная аудитором (аудиторской фирмой), если страховщик создан в форме полного или коммандитного общества или общества с дополнительной ответственностью.
Согласно п. 4 ч. 3 ст. 271 Закона о ЦБ юридическое лицо, которое намеревается осуществлять профессиональную деятельность на фондовом рынке и основателем которой является иностранное юридическое лицо, для получения лицензии на осуществление соответствующего вида такой деятельности, представляет Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, в частности, копию аудиторского заключения аудитора иностранного государства о финансовом состоянии иностранного юридического лица на конец последнего полного календарного года.
Согласно п. 2.10 Лицензионных условий № 6201 филиал страховщика-нерезидента обязан проводить аудиторскую проверку и обнародовать бухгалтерскую отчетность.
Кроме того, для получения лицензии филиалом страховщика-нерезидента необходимо предоставить заключение аудитора, которое подтверждает превышение фактического запаса платежеспособности (нетто-активов), их стоимости над установленным законодательством минимальным размером гарантийного депозита филиала страховщика-нерезидента (п. 3.1 Лицензионных условий № 6201).
В случае аннулирования лицензии по заявлению филиала страховщика-нерезидента необходимо предоставить заключение аудитора об отсутствии задолженности перед страхователями (п. 5.6 Лицензионных условий № 6201).
Деятельность по предоставлению финансовых кредитов за счет привлеченных средств кредитными учреждениями также подлежит лицензированию и здесь без аудиторов тоже не обходится.
В соответствии с Лицензионными условиями № 4802 для получения лицензии к заявлению прилагается, в частности, финансовая отчетность, составленная в соответствии с П(С)БУ, за предыдущий календарный год, достоверность и полнота которой подтверждена аудитором, внесенным в реестр аудиторов, которые могут проводить аудиторские проверки финансовых учреждений (кроме вновь созданных заявителей и финансовых учреждений — юридических лиц публичного права).
Собственный капитал лицензиата должна поддерживаться в размере, не меньшем, чем необходимо на момент подачи заявления о внесении информации о лицензиате в Реестр, что подтверждается заключением аудитора, внесенного в реестр аудиторов, которые могут проводить аудиторские проверки финансовых учреждений (п. 3.8 Лицензионных условий № 4802).
В случае принятия решения лицензиатом об аннулировании лицензии также необходимо получить аудиторское заключение об отсутствии у лицензиата невыполненных обязательств перед потребителями финансовых услуг (пп. 3 п. 8.2 Лицензионных условий № 4802).
В разрешительной системе обязательная аудиторская проверка предусмотрена при получении разрешений на осуществление эмиссии сертификатов. Данная норма заложена в Законе об ипотечном кредитовании.
Так, согласно ст. 47 Законе об ипотечном кредитовании, для получения разрешения на осуществление эмиссии сертификатов эмитент предоставляет, в частности, бухгалтерскую отчетность за последний отчетный год, подтвержденную аудиторским заключением.
Обязательная аудиторская проверка проводится также в рамках контроля ипотечного покрытия. В соответствии с п. 3 Положения № 1902 аудитор должен осуществлять плановый и внеплановый аудит ипотечного покрытия.
Плановые проверки ипотечного покрытия осуществляются с периодичностью и в сроки, установленные в проспекте эмиссии соответствующего выпуска обычных ипотечных облигаций, но не реже одного раза в год. Если иное не предусмотрено проспектом эмиссии соответствующего выпуска обычных ипотечных облигаций, плановая проверка ипотечного покрытия осуществляется после завершения каждого процентного периода по обычным ипотечным облигациям (пп. 3.1 п. 3 разд. IV Положения № 1902).
Внеплановая проверка ипотечного покрытия может производиться по требованию управляющего или Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку в случае возникновения угрозы невыполнения эмитентом обязательств по обычным ипотечным облигациям (пп. 3.2 п. 3 разд. IV Положения № 1902).
В случае выявления каких-либо несоответствий, которые могут повлиять на надлежащее исполнение эмитентом обязательств по обычным ипотечным облигациям, в отчете аудитора по результатам проверки ипотечного покрытия могут быть изложены оговорки аудитора относительно характера совершенного эмитентом нарушения отдельных требований, установленных Законом об ипотечных облигациях и Положением № 1902.
Выводы
Таким образом, круг субъектов, подлежащих обязательному аудиту, и набор ситуаций разрешительной системы, где такая проверка необходима, достаточно широк.
Но даже если предприятие не относиться к субъектам обязательного аудита и не занимается теми видами деятельности, которые требуют ежегодного подтверждения отчетности, не забывайте, что аудиторская проверка в любом случае повышает доверие к такому предприятию, создавая положительный имидж в глазах партнеров, акционеров, проверяющих. А полученные в ходе проверки рекомендации позволят повысить эффективность и надежность системы учета, внутреннего контроля и снизить вероятность возникновения ошибок в будущем.
Список использованных документов

ГК Украины — Гражданский кодекс Украины
НК Украины — Налоговый кодекс Украины
Закон о бухучете — Закон Украины от 16.07.1999 г. № 996-XIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине»
Закон о гарантировании вкладов физлиц — Закон Украины от 23.02.2012 г. № 4452-VI «О системе гарантирования вкладов физических лиц»
Закон о госрегистрации — Закон Украины от 15.05.2003 г. № 755-IV «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей»
Закон о кредитных союзах — Закон Украины от 20.12.2001 г. № 2908-III «О кредитных союзах»
Закон о негосударственном пенсионном обеспечении — Закон Украины от 09.07.2003 г. № 1057-IV «О негосударственном пенсионном обеспечении»
Закон о режиме иностранного инвестирования — Закон Украины от 19.03.1996 г. № 93/96-ВР «О режиме иностранного инвестирования»
Закон о рынке зерна — Закон Украины от 04.07.2002 г. № 37-IV «О зерне и рынке зерна в Украине»
Закон о страховании — Закон Украины от 07.03.1996 г. № 85/96-ВР «О страховании»
Закон о финансово-кредитных механизмах — Закон Украины от 19.06.2003 г. № 978-IV «О финансово-кредитных механизмах и управлении имуществом при строительстве жилья и операциях с недвижимостью»
Закон о хозобществах — Закон Украины от 19.09.1991 г. № 1576-ХІІ «О хозяйственных обществах»
Закон о ЦБ — Закон Украины от 23.02.2006 г. № 3480-IV «О ценных бумагах и фондовом рынке»
Закон об аудиторской деятельности — Закон Украины от 22.04.1993 г. № 3125-XII «Об аудиторской деятельности» в редакции от 14.09.2006 г. № 140-V
Закон о банках — Закон Украины от 07.12.2000 г. № 2121-III «О банках и банковской деятельности»
Закон об ипотечном кредитовании — Закон Украины от 19.06.2003 г. № 979-IV «Об ипотечном кредитовании, операциях с консолидированным ипотечным долгом и ипотечных сертификатах»
Закон об ипотечных облигациях — Закон Украины от 22.12.2005 г. № 3273-IV «Об ипотечных облигациях»
Закон об ИСИ — Закон Украины от 05.07.2012 г. № 5080-VI «Об институтах совместного инвестирования»
Декрет № 23-93 — Декрет КМУ от 17.03.1993 г. № 23-93 «О доверительных обществах»
Лицензионные условия № 4802 — Лицензионные условия осуществления деятельности по предоставлению финансовых кредитов за счет привлеченных средств кредитными учреждениями Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг от 18.10.2005 г. № 4802
Лицензионные условия № 6201 — Лицензионные условия осуществления страховой деятельности филиалами страховщиков-нерезидентов, утвержденные распоряжением Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг от 07.09.2006 г. № 6201
Положение № 1902 — Положение об ипотечном покрытии обычных ипотечных облигаций, порядке ведения реестра ипотечного покрытия и управлении ипотечным покрытием обычных ипотечных облигаций, утвержденное решением Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку от 27.12.2012 г. № 1902
Положение № 3100 — Положение об опубликовании информации о деятельности негосударственного пенсионного фонда, утвержденное распоряжением Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг от 16.12.2004 г. № 3100

журнал "Консультант бухгалтера"

Комментариев нет:

Отправить комментарий