понедельник, 10 марта 2014 г.

Расходы по охране труда: налоговый и бухгалтерский учет

Создание безопасных и безвредных условий труда — законодательно установленная обязанность работодателя (гл. XI «Охрана труда» КЗоТ Украины).
Напомним, что работодатель — собственник предприятия, учреждения, организации или уполномоченный им орган, независимо от формы собственности, вида деятельности, хозяйствования, и физическое лицо, использующее наемный труд (ст. 1 Закона об охране труда).
Условия труда на рабочем месте, безопасность технологических процессов, машин, механизмов, оборудования и других средств производства, состояние средств коллективной и индивидуальной защиты, используемых работником, а также санитарно-бытовые условия должны соответствовать требованиям законодательства.
Основным документом, регулирующим отношения между работодателем и работником по вопросам безопасности, гигиены труда и производственной среды, является Закон об охране труда.
Согласно ст. 1 Закона об охране труда под охраной труда понимается система правовых, социально-экономических, организационно-технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий и средств, направленных на сохранение жизни, здоровья и трудоспособности человека в процессе трудовой деятельности.
Выполнение требований действующего законодательства по охране труда невозможно без понесенных расходов. Причем финансирование охраны труда осуществляется непосредственно работодателем.
Суммы затрат по охране труда, которые включаются в состав валовых расходов юридического или физического лица, использующего наемный труд, определяются в соответствии с перечнем мероприятий и средств по охране труда, утвержденных Постановлением № 994 (ст. 19 Закона об охране труда).
Основные правила учета расходов на охрану труда можно сформулировать следующим образом:
• для целей налогового учета такие расходы относятся к общепроизводственным или расходам двойного назначения;
• для целей бухгалтерского учета их отражение зависит от вида расходов (общепроизводственные, административные, расходы на сбыт и т.д.).
С порядком отнесения расходов на охрану труда в бухгалтерском учете, как правило, у бухгалтеров проблем нет, а вот с налоговым учетом все намного сложнее.
Для целей налогового учета, указанные в Перечне № 994 мероприятия и средства по охране труда, расходы на осуществление и приобретение которых включаются в состав затрат юридического лица и физического лица — предпринимателя, использующего наемный труд в соответствии с действующим законодательством, осуществляются и приобретаются с учетом требований подпункта «є» пп. 138.8.5 п. 138.8 ст. 138 разд. III НК Украины и пп. 140.1.1 п. 140.1 ст. 140 разд. III НК Украины.
Таким образом, в настоящее время расходы на охрану труда, технику безопасности, понесенные в соответствии с действующим законодательством, относятся к общепроизводственным расходам, формирующим себестоимость изготовленных и реализованных товаров, выполненных работ, предоставленных услуг (п. 138.8 ст. 138 разд. III НК Украины).
Такие расходы признаются расходами одновременно с получением дохода от реализации (за исключением нераспределенных постоянных общепроизводственных расходов, которые включаются в состав себестоимости реализованной продукции в периоде их возникновения) товаров, работ и услуг (п. 138.4 ст. 138 разд. III НК Украины).
А вот расходы налогоплательщика на обеспечение наемных работников специальной одеждой, обувью, специальной (форменной) одеждой, моющими и обезвреживающими средствами, средствами индивидуальной защиты, необходимых для выполнения профессиональных обязанностей, а также продуктами специального питания по перечню, установленному Кабинетом Министров Украины, и/или отраслевыми нормами бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты в соответствии с пп. 140.1.1 п. 140.1 ст. 140 разд. III НК Украины относятся к расходам двойного назначения.
Также к расходам двойного назначения относятся расходы (кроме подлежащих амортизации), осуществленные в порядке, установленном законодательством, на организацию, содержание и эксплуатацию пунктов бесплатного медицинского осмотра, бесплатной медицинской помощи и профилактики работников (в том числе обеспечение медикаментами, медицинским оборудованием, инвентарем, а также расходы на заработную плату наемных работников).
Особенность учета расходов двойного назначения заключается в том, что они по своему экономическому содержанию могут быть, как связаны, так и не связаны с хозяйственной деятельностью предприятия.
С одной стороны — действующее законодательство требует от работодателя создания надлежащих условий для наемных работников, а с другой стороны — контролирующие органы стремятся к тому, чтобы большую часть расходов, которые вполне можно классифицировать расходами на охрану труда, не признавать расходами, связанными с хозяйственной деятельностью.
Рассмотрим наиболее часто встречаемые вопросы у бухгалтеров относительно включения расходов по охране труда в расходы для целей налогового учета.

Вопрос 1. Включается ли в состав налоговых расходов стоимость питьевой воды, приобретенной для работников предприятия?

Исходя из норм п. 6 Перечня № 994 и ст. 167 КЗоТ Украины в состав налоговых расходов предприятие может включить обязательное обеспечение работников с вредными условиями труда и горячих цехов газированной соленой питьевой водой.
Следует отметить, что такие расходы действительно являются средствами на охрану труда и в соответствии с пп. 138.8.5 п. 138.8 ст. 138 разд. III НК Украины отражаются в составе общепроизводственных расходов, входящих в себестоимость реализованных товаров, работ, услуг.
Относительно включения в состав налоговых расходов приобретения бутилированной воды (поскольку именно такую, как правило, закупают работодатели) для работников офиса или их посетителей, у контролирующих органов есть свое мнение, которое они изложили в Письме № 484/4/17-071, и сводится оно к отсутствию связи с хозяйственной деятельностью таких расходов.
Следовательно, несмотря на заботу государства и обязанность работодателя обеспечить безопасные условия труда всем работникам, по мнению контролирующих органов относить стоимость бутилированной воды в состав налоговых расходов нельзя.
Учитывая вышеприведенное, сейчас отсутствуют законные основания включать в состав налоговых расходов стоимость приобретенной бутилированной питьевой воды для нужд обычных работников.
Вероятно, можно повернуть ситуацию в другую сторону, если прописать осуществление таких расходов как связь с хозяйственной деятельностью и выполнением требований ст. 6 Закона о питьевой воде и ст. 4 Закона № 4004 в коллективном договоре или издать соответствующий приказ по предприятию и положение об обеспечении питьевой водой работников. Не лишним будет и наличие экспертного заключения о ненадлежащем качестве водопроводной питьевой воды.
Вместе с тем, следует отметить, в частности, в коллективном договоре, что обеспечение питьевой водой работников предприятия не является составляющей фонда оплаты труда и, таким образом расходы на приобретение питьевой воды для работников не являются базой для начисления единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование.
В таком случае, в зависимости от того, какое подразделение обеспечивается питьевой водой, возникают налоговые расходы согласно требованиям подпункта «є» пп. 138.8.5 п. 138.8 ст. 138 разд. III НК Украины и пп. 140.1.1 п. 140.1 ст. 140 разд. III НК Украины.
Также отметим, что по этому поводу есть негативная судебная практика, так как суды в последнее время, в большинстве случаев, становятся на сторону контролирующих органов. Однако выбор всегда остается за вами.
Как альтернативу можно предложить приобретение питьевой воды для работников за счет профсоюзов, но опять-таки, если они есть.
Таким образом, плательщик может включить стоимость такой воды в состав налоговых расходов при наличии соответствующих документов.

Вопрос 2. В каком случае учитываются расходы на обеспечение работников продуктами питания, санитарно-гигиеническими средствами?

В соответствии с пп. 139.1.1 п. 139.1 ст. 139 разд. III НК Украины не включаются в состав расходов расходы на финансирование личных потребностей физических лиц, за исключением выплат, предусмотренных статьями 142 и 143 разд. III НК Украины, и в иных случаях, предусмотренных нормами разд. III НК Украины.
Так, на работах с вредными и опасными условиями труда, а также работах, связанных с загрязнением или неблагоприятными метеорологическими условиями, работникам выдаются бесплатно по установленным нормам специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты (СИЗ), а также моющие и обезвреживающие средства. Согласно коллективному договору работодатель может дополнительно, сверх установленной нормы, выдавать работнику определенные СИЗ, если фактические условия труда этого работника требуют их применения (ст. 8 Закона об охране труда).
В Перечне № 994 предусмотрено осуществление расходов на обеспечение работников специальной одеждой, обувью и СИЗ согласно установленным нормам (включая обеспечение моющими средствами и средствами, нейтрализующими опасное воздействие на организм или кожу вредных веществ, в связи с выполнением работ, не исключающих возможность загрязнения этими веществами) и осуществление расходов на предоставление работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, специального питания, молока или равноценных пищевых продуктов, а также газированной соленой воды (пункты 5 и 6 Перечня № 994).
Порядок обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими СИЗ определен в Положении № 53, которое распространяется на все предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности и видов их деятельности.
СИЗ выдаются только работникам тех профессий и должностей, которые предусмотрены в нормативно-правовых актах по вопросам охраны труда, и при условии, что для работодателя ими установлен обязательный минимум бесплатной выдачи с определением защитных свойств СИЗ и сроков их использования (ношения) (п. 1.4 Положения № 53).
Итак, не включаются в расходы и считаются финансированием личных потребностей физических лиц расходы налогоплательщика на обеспечение:
• работников санитарно-гигиеническими средствами, если указанные средства не предусмотрены соответствующими отраслевыми нормами бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты;
• питанием работников, занятых на работах, не попадающих под категорию вредных условий труда;
• питанием работников, попадающих под категорию вредных условий труда, обедами и напитками, иными, нежели специальное питание, молоко, газированная соленая вода или равноценные пищевые продукты.

Вопрос 3. Учитываются ли при определении объекта налогообложения расходы на обеспечение работников специальной одеждой, спецобувью и другими СИЗ?

Подпунктом 140.1.1 п. 140.1 ст. 140 разд. III НК Украины установлены особенности отнесения расходов двойного назначения, в частности, стоимости спецодежды, спецобуви, специальной (форменной) одежды, моющих и обезвреживающих средств, продуктов специального питания и т.д.
В соответствии со ст. 8 Закона об охране труда на работах с вредными и опасными условиями труда, а также работах, связанных с загрязнением или неблагоприятными метеорологическими условиями, работникам выдаются бесплатно по установленным нормам специальная одежда, специальная обувь и другие СИЗ, а также моющие и обезвреживающие средства. Пунктом 5 Перечня № 994, предусмотрено обеспечение работников специальной одеждой, обувью и СИЗ согласно установленным нормам.
Средства индивидуальной защиты в соответствии с п. 1.4 и п. 1.5 Положения № 53 выдаются работникам тех профессий и должностей (профессиональных названий работ), которые применяются на соответствующих производствах, цехах, участках, а также во время выполнения определенных работ с вредными и опасными условиями труда, а также работах, связанных с загрязнением, или которые выполняются в неблагоприятных метеорологических условиях, и предусмотрены нормами бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ (далее — Нормы бесплатной выдачи СИЗ), которые устанавливают для работодателя обязательный минимум бесплатной выдачи СИЗ с определением защитных свойств СИЗ и сроков их использования (ношения).
Работникам общих (сквозных) профессий разных областей промышленности СИЗ выдаются независимо от вида экономической деятельности предприятия, за исключением случаев, когда эти профессии и должности (профессиональные названия работ) предусмотрены в соответствующих Нормах бесплатной выдачи СИЗ с учетом специфических условий работы.
Таким образом, расходы на обеспечение работников спецодеждой, спецобувью и другими СИЗ, необходимыми для выполнения профессиональных обязанностей, налогоплательщик вправе учесть при определении объекта налогообложения в составе расходов, если эти средства включены в перечень, установленный Кабинетом Министров Украины и/или предусмотрены отраслевыми нормами бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ.

Вопрос 4. Осуществляется ли корректировка расходов в случае возврата работником спецодежды, расходы на приобретение которой учтены при определении объекта налогообложения?

Согласно п. 4.1 Положения № 53, СИЗ выдаются работникам бесплатно и являются собственностью предприятия, учитываются как инвентарь и подлежат обязательному возврату при:
• увольнении (освобождении) с предприятия;
• переводе на том же предприятии на другую работу или другое рабочее место;
• изменении вида работ;
• введении новых технологий;
• введении новых или замене имеющихся орудий работы;
• в других случаях, когда использование выданных СИЗ не является необходимым, а также по окончании сроков их использования, вместо получаемых новых СИЗ.
Выдача работникам и возврат ими СИЗ должны учитываться в личной карточке учета специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ (п. 4.10 Положения № 53).
Поскольку СИЗ является собственностью налогоплательщика и учет движения СИЗ в налоговом учете не отражается, то в случае возврата работниками СИЗ расходы плательщика налога на прибыль на обеспечение наемных работников специальной одеждой, обувью, обмундированием, отнесенные в состав расходов на основании пп. 140.1.1 п. 140.1 ст. 140 разд. III НК Украины, не подлежат корректировке независимо от сроков возврата и состояния пригодности для дальнейшего использования таких СИЗ.

Вопрос 5. Как отражаются в налоговом учете расходы по установлению на окнах жалюзи?
В соответствии с пп. 139.1.5 п. 139 ст. 139 разд. III НК Украины в состав расходов не включаются затраты на приобретение, изготовление, строительство, реконструкцию, модернизацию и другое улучшение основных средств и затраты, связанные с добычей полезных ископаемых, а также с приобретением (изготовлением) нематериальных активов, которые подлежат амортизации в соответствии со статьями 144 — 148 разд. III НК Украины, с учетом пунктов 146.11 и 146.12 ст.146 и п. 148.5 ст.148 разд. III НК Украины.
Расходы на установку жалюзи на окнах можно классифицировать как ремонт и улучшение объекта основных средств.
Первоначальная стоимость основных средств увеличивается на сумму расходов, связанных с ремонтом и улучшением объекта основных средств, превышающую 10 % совокупной балансовой стоимости всех групп основных средств, подлежащих амортизации, на начало отчетного налогового года с отнесением суммы улучшения на объект основного средства, которое ремонтируется или улучшается (п. 146.11 ст. 146 разд. III НК Украины).
Сумма затрат, связанная с ремонтом и улучшением объекта основных средств, не превышающая 10 % совокупной балансовой стоимости всех групп основных средств на начало отчетного года, относится налогоплательщиком в состав расходов (п. 146.12 ст. 46 разд. III НК Украины).
К затратам на охрану труда относятся расходы на приведение основных средств в соответствие с требованиями нормативно-правовых актов по охране труда, в частности, установка во время работы на открытом воздухе сооружений для укрытия от солнечного излучения и атмосферных осадков (п. 1 Перечня № 994).
Таким образом, затраты на приобретение и установление жалюзи учитываются в составе расходов в рамках совокупной балансовой стоимости всех групп основных средств по состоянию на начало отчетного налогового года и в разрезе превышения такого лимита увеличивают балансовую стоимость основного средства, на котором жалюзи устанавливаются, в случае, если их установка является необходимым условием для осуществления хозяйственной деятельности и подтверждена соответствующими расчетными, платежными и другими документами, обязательность ведения которых предусмотрена правилами ведения бухгалтерского учета (п. 138.2 ст. 138 разд. III НК Украины).

Вопрос 6. Подлежит ли обложению НДФЛ сумма денежной компенсации, выплачиваемой физическому лицу, работающему на вредных условиях, вместо лечебно-профилактического питания?

В соответствии с пп. 165.1.9 п. 165.1 ст. 165 разд. IV НК Украины в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход, полученный налогоплательщиками, не включается стоимость бесплатного лечебно-профилактического питания.
Обеспечение лечебно-профилактическим питанием регулируется ст. 7 Закона об охране труда, в соответствии с которой денежная компенсация на приобретение лечебно-профилактического питания, молока и равноценных ему продуктов на условиях, предусмотренных коллективным договором, выплачивается работнику при разъездном характере работы.
В общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход налогоплательщика включаются суммы денежной или материальной компенсации каких-либо затрат налогоплательщику, кроме тех, которые обязательно компенсируются в соответствии с законом за счет бюджета или освобождаются от налогообложения в соответствии с разд. III НК Украины (подпункт «г» пп. 164.2.17 п. 164.2 ст. 164 разд. III НК Украины).
Проведение учебы по охране труда работников и отражение таких расходов в налоговом учете
Подпунктом «є» пп. 138.8.5 п. 138.5 ст. 138 разд. III НК Украины определено, что расходы на охрану труда, технику безопасности, понесенные в соответствии с законодательством, относятся в состав общепроизводственных расходов, которые включаются в себестоимость изготовленных и реализованных товаров, выполненных работ, предоставленных услуг в соответствии с П(С)БУ.
Расходы, учитываемые для определения объекта налогообложения, признаются на основании первичных документов, подтверждающих осуществление налогоплательщиком расходов, обязательность ведения и хранения которых предусмотрена правилами ведения бухгалтерского учета, и других документов, установленных разд. II НК Украины (п. 138.2 ст. 138 разд. III НК Украины).
Суммы расходов, уплаченных (начисленных) в связи с применением мероприятий и приобретением средств по охране труда, являющихся составной частью подготовки, организации и ведения производства, а также суммы заработной платы исполнителей работ или прочие расходы на мероприятия и средства по охране труда согласно Перечню № 994 должны учитываться в составе расходов только один раз.
Для целей налогового учета к мероприятиям по охране труда, затраты на осуществление и проведение которых включаются в состав расходов, относится, в частности, проведение обучения и проверка знаний по вопросам охраны труда должностных лиц и других работников в процессе трудовой деятельности, организация лекций, семинаров и консультаций по указанным вопросам (п. 4 Перечня № 994).
Следовательно, расходы налогоплательщика, понесенные на проведение учебы по охране труда работников для безопасного выполнения ими своих профессиональных обязанностей, относятся в состав общепроизводственных расходов, которые включаются в себестоимость изготовленных и реализованных товаров, выполненных работ, предоставленных услуг согласно П(С)БУ. Такие расходы признаются на основании первичных документов, подтверждающих их осуществление.
Бухгалтерский учет расходов на охрану труда
Из содержания п. 1 Перечня № 994 следует, что для приведения основных средств в соответствие с установленными нормами охраны труда, налогоплательщик должен провести ремонт таких основных средств.
Для проведения ремонта налогоплательщик может пользоваться услугами сторонних организаций или привлекать своих специалистов. В бухгалтерском учете эти затраты будут отражаться как получение услуг от сторонних организаций или как оплата труда собственных работников.
Пример 1. Предприятию была предоставлена услуга по ремонту компьютера. Стоимость ремонта — 300 грн. (в том числе НДС — 50 грн). Кроме этого ремонта, собственными силами была отремонтирована электрическая система (в штате предприятия есть электрик). Электрику была начислена заработная плата в размере 100 грн. Стоимость ремонта компьютера и электрической системы не превышает 10 % совокупной балансовой стоимости всех основных средств на начало отчетного периода. Ставка ЕСВ для предприятия — 38,52 %.
Порядок отражения в бухгалтерском и налоговом учете ремонта компьютера и электрической системы приведем в табл. 1.
Таблица 1

п/п
Содержание хозяйственной операции
Сумма, грн
Бухгалтерский учет
Налоговый учет
дебет
кредит
доходы, грн
расходы, грн
1.
Перечисление предоплаты подрядчику за ремонт компьютера
300
371
311
2.
Отражение суммы налогового кредита по НДС
50
641/НДС
644
3.
Отражение расходов на ремонт компьютера согласно акту выполненных работ
250
91
631
250
4.
Списание расчетов по НДС
50
644
631
5.
Проведение зачета задолженностей
300
631
371
6.
Начисление заработной платы электрику
100
91
661
100
7.
Начисление ЕСВ на заработную плату электрика
38,52
91
651
38,52
Согласно п. 2 Перечня № 994, к мероприятиям по охране труда, затраты на осуществление и приобретение которых включаются в расходы для целей налогового учета, относится стоимость средств на устранение влияния на работников вредных и опасных факторов или приведение их уровня до установленных нормативов по охране труда. К таким опасным факторам можно отнести, например: жару летом, холод зимой, пыль, темноту, шум, вибрацию и т. д.
Для предотвращения влияния вредных факторов налогоплательщик покупает специальные технические приспособления, ремонтирует уже существующие собственными силами или привлекает сторонние организации.
Бухгалтерский учет таких операций будет таким же, как и для операций по приобретению товарно-материальных ценностей, получению услуг или начислению заработной платы своим специалистам, то есть затраты отражаются на счете 91 «Общепроизводственные расходы» согласно П(С)БУ 16.
Пример 2. Предприятие закупило 50 ламп дневного освещения на сумму 450 грн (в том числе НДС — 75 грн) и установило их в производственных помещениях.
Порядок отражения в бухгалтерском и налоговом учете приобретения и установки ламп дневного света приведем в табл. 2.
Таблица 2

п/п
Содержание хозяйственной операции
Сумма, грн
Бухгалтерский учет
Налоговый учет
дебет
кредит
доходы, грн
расходы, грн
1.
Перечисление предоплаты поставщику за лампы дневного света
450
371
311
2.
Отражение суммы налогового кредита по НДС
75
641/НДС
644
3.
Оприходование ламп дневного света
375
22
631
4.
Списание расчетов по НДС
75
644
631
5.
Проведение зачета задолженностей
300
631
371
6.
Списание ламп дневного света для их подключения в производственных помещениях
375
91
22
375

Что касается учета аттестации и обучения по вопросам охраны труда сотрудников, то в бухгалтерском учете оплата услуг учебным заведениям будет отражаться как оплата обычных услуг. Если сотрудники проходят обучение и проверку знаний по охране труда у себя на предприятии, то таким сотрудникам (инструкторам) должна начисляться дополнительная заработная плата (пункты 3 и 4 Перечня № 994).
В пункте 5 Перечня № 994 включены затраты на приобретение специальной одежды, обуви и СИЗ. Если рассматривать покупку специальной одежды и обуви, то учет будет зависеть от срока использования и цены приобретения. Такую одежду или обувь можно будет отнести и к основным средствам, и к малоценным необоротным материальным активам (МНМА), и к малоценным и быстроизнашивающимся предметам (МБП) и далее вести учет согласно действующему законодательству.
Пример 3. Предприятие приобрело для своих производственных работников 3 куртки хлопчатобумажные на утепляющей прокладке на сумму 1200 грн (в том числе НДС — 200 грн) и 20 пар рукавиц на сумму 168 грн (в том числе НДС — 28 грн) и в том же месяце выдало их своим работникам. Согласно учетной политике по МНМА амортизация начисляется в размере 100 % при передаче их в эксплуатацию.
Порядок отражения в бухгалтерском и налоговом учете приобретения и выдачи спецодежды и СИЗ приведем в табл. 3.
Таблица 3
№ п/п
Содержание хозяйственной операции
Сумма, грн
Бухгалтерский учет
Налоговый учет
дебет
кредит
доходы, грн
расходы, грн
1.
Перечисление предоплаты поставщику за куртки хлопчатобумажные на утепляющей прокладке и рукавицы
1368
371
311
2.
Отражение суммы налогового кредита по НДС
228
641/НДС
644
3.
Оприходование курток хлопчатобумажных на утепляющей прокладке
1000
112
631
4.
Оприходование рукавиц
140
22
631
5.
Списание расчетов по НДС
228
644
631
6.
Проведение зачета задолженностей
1368
631
371
7.
Списание рукавиц для их использования в производстве
140
91
22
140
8.
Начисление амортизации по переданным работникам курткам хлопчатобумажным на утепляющей прокладке
1000*
91
132
1000
Примечание. * По истечении срока эксплуатации курток хлопчатобумажных на утепляющей прокладке (как правило это происходит через 36 месяцев), такие куртки списываются следующей проводкой: дебет субсчета 132 «Износ прочих необоротных материальных активов» и кредит субсчта 112 «Малоценные необоротные материальные активы».
Стоимость продуктов питания (п. 6 Перечня № 994), которыми обеспечиваются работники на работах с вредными условиями труда, учитывается в бухгалтерском учете как запасы на субсчете 209 «Прочие материалы».
И напоследок уделим внимание нашему «любимому» вопросу учета воды на предприятии.
Руководствуясь п. 4 П(С)БУ 9, приобретенную питьевую воду для работников предприятия целесообразно классифицировать как запасы и учитывать на соответствующем субсчете 209 «Прочие материалы».
Вместе с тем расходы, понесенные предприятием в связи с приобретением питьевой воды, нужно учитывать на счетах соответствующих расходов, в зависимости от того, каким образом эти расходы связаны с хозяйственной деятельностью предприятия.
Если обеспечение работников питьевой водой связано с охраной труда, то такие расходы целесообразно относить в состав общепроизводственных расходов, которые включаются в себестоимость изготовленных и реализованных товаров, выполненных работ или предоставленных услуг (счет 90 «Себестоимость реализации»).
Что касается обеспечения работников питьевой водой, не связанного с охраной труда, то расходы на приобретение такой воды попадают на счета соответствующих расходов: 23 «Производство», 91 «Общепроизодственные расходы», 92 «Административные расходы», 93 «Расходы на сбыт», 94 «Прочие расходы операционной деятельности» и т. п.
Также предприятия нередко, кроме питьевой воды, покупают или берут в аренду средства для ее хранения и разлива (кулеры, диспенсеры, помпы и т. п.). Расходы на приобретение или аренду таких средств в бухгалтерском учете будут отражены по общим правилам как основные средства, МНМА или МБП.
Штрафы и пеня за нарушение положений Закона об охране труда
Финансирование охраны труда происходит в соответствии со ст. 19 Закона об охране труда, согласно которой для предприятий, независимо от форм собственности, или физических лиц, которые в соответствии с действующим законодательством используют наемный труд, расходы на охрану труда должны составлять не менее 0,5 % от фонда оплаты труда за предыдущий год. При этом наибольшая ответственность ложится на работодателя и службу охраны труда на предприятиях.
Вопрос штрафных санкций к юридическим и физическим лицам, которые в соответствии с законодательством используют наемный труд, должностных лиц и работников регламентируется ст. 43 Закона об охране труда.
Согласно ст. 43 Закона об охране труда максимальный размер штрафа не может превышать 5 % среднемесячного фонда заработной платы за предыдущий год юридического или физического лица, которое в соответствии с законодательством использует наемный труд.
Согласно ч. 3 ст. 43 Закона об охране труда за нарушение требований, предусмотренных частями 3 и 4 ст. 19 данного Закона, юридическое или физическое лицо должно уплатить штраф из расчета 25 % разницы между расчетной минимальной суммой затрат на охрану труда в отчетном периоде и фактической суммой этих затрат за такой период.
Неуплата или неполная уплата юридическими или физическими лицами, которые в соответствии с законодательством используют наемный труд, штрафа влечет за собой начисление пени на неуплаченную сумму штрафа (его части) в расчете 120 % годовой учетной ставки НБУ, действовавшей на момент такой неуплаты, за каждый день просрочки.
За нарушение требований законодательства об охране труда виновные лица также привлекаются к дисциплинарной, административной, материальной и уголовной ответственности в соответствии с законодательством.
Согласно ст. 43 Закона об охране труда привлечение к ответственности должностных лиц и работников за нарушение законов и других нормативно-правовых актов по охране труда осуществляется в соответствии с КУоАП.
Так, за нарушение законодательства об охране труда предусмотрена следующая административная ответственность (табл. 4).
Таблица 4

п/п
Вид нарушения
Размер административного штрафа для:
Норма КУоАП
должностных лиц
работников
1.
Нарушение требований законодательных и других нормативных актов об охране труда
от 20 до 40 НМДГ
(от 340 грн до 680 грн)
от 4 до 10 НМДГ
(от 68 грн до 170 грн)
ч. 2 ст. 41
2.
Нарушение требований законодательных и других нормативных актов по безопасному ведению работ в сферах промышленности и на объектах, подконтрольных Госгорнадзору
от 20 до 40 НМДГ
(от 340 грн до 680 грн)
от 4 до 10 НМДГ
(от 68 грн до 170 грн)
ст. 93
3.
Нарушение требований законодательных и других нормативных актов о хранении, использовании и учете взрывных материалов в сферах промышленности и на объектах, подконтрольных Госгорнадзору
от 30 до 100 НМДГ
(от 510 грн до 1700 грн)
от 4 до 10 НМДГ
(от 68 до 170 грн)
ст. 94
4.
Невыполнение законных требований должностных лиц относительно устранения нарушений законодательства об охране труда или создание препятствий для деятельности этих органов
от 30 до 100 НМДГ
(от 510 грн до 1700 грн)
от 6 до 10 НМДГ
(от 102 грн до 170 грн)
ст. 1884

Список использованных документов

ГК Украины Гражданский кодекс Украины
КЗоТ УкраиныКодекс законов о труде Украины
КУоАП — Кодекс Украины об административных правонарушениях
НК УкраиныНалоговый кодекс Украины
ХК Украины — Хозяйственный кодекс Украины
Закон № 4004 Закон Украины от 24.02.1994 г. № 4004-XII «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения»
Закон о бухучете — Закон Украины от 16.07.1999 г. № 996-XIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине»
Закон об охране труда — Закон Украины от 14.10.1992 г. № 2694-XII «Об охране труда» в редакции от 21.11.2002 г. № 229-IV
Закон о питьевой воде Закон Украины от 10.01.2002 г. № 2918-III «О питьевой воде и питьевом водоснабжении»
Инструкция № 291 — Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденная приказом Минфина Украины от 30.11.1999 г. № 291
Перечень № 994 Перечень мероприятий и средств по охране труда, расходы на осуществление и приобретение которых включаются в расходы, утвержденный Постановление КМУ от 27.06.2003 г. № 994
Положение № 53 Положение о порядке обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденное приказом Госкомгорнадзора Украины от 24.03.2008 г. № 53
Постановление № 994 — Постановление КМУ от 27.06.2003 г. № 994 «Об утверждении перечня мероприятий и средств по охране труда, расходы на осуществление и приобретение которых включаются в расходы»
П(С)БУ 9 — Положение (стандарт) бухгалтерского учета 9 «Запасы», утвержденное приказом Минфина Украины от 20.10.1999 г. № 246
П(С)БУ 16 — Положение (стандарт) бухгалтерского учета 16 «Расходы», утвержденное приказом Минфина Украины от 31.12.1999 г. № 318
Письмо № 484/4/17-0713 — Письмо ГНАУ от 28.10.2008 г. № 484/4/17-0713 «Относительно валовых расходов производства и обращения»
журнал "Консультант бухгалтера"

Комментариев нет:

Отправить комментарий